Частный психолог Кучинский Андрей Львович. Запишись на консультацию: +7 (495) 517-81-72
Частный психолог Кучинский Андрей Львович. Запишись на консультацию: +7 (495) 517-81-72

Синдром дефицита внимания

Оценить страницу

Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности – невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти симптомы появляются в начале жизни ребенка и остаются приблизительно у 30% взрослых, из которых около 4% выражаются в антисоциальной деятельности. Люди с СДВГ могут разделятся по трем типам:

Гиперактивно-импульсивный тип – не проявляет значительных признаков невнимательности;

Преимущественно невнимательный тип – не проявляет гиперактивно-импульсивного поведения;

Комбинированный тип – включает в себя оба симптома.

Гиперактивно-импульсивный тип:
Находятся в постоянном движении. Возникает ощущение, что оставаться в покое является для них трудной задачей. Импульсные дети не в состоянии сдерживать свои непосредственные реакции, действуют необдуманно и спонтанно. Они часто дают неуместные комментарии, показывают свои эмоции без ограничений и действуют без оглядки на последствия своего поведения. Их импульсивность не позволяет ждать своей очереди в играх. Они могут схватить игрушку другого ребенка или ударить не только ребенка, но и взрослого, когда они расстроены. Подростки и взрослые, страдающие СДВГ, могут импульсивно совершать действия, приносящие сиюминутный выигрыш, им трудно заниматься деятельностью, которая может потребовать больших усилий для достижения результата в будущем.

Преимущественно невнимательный тип:
Неспособны удерживать внимание на деталях, легкомысленно относятся к выполняемой работе или к любому виду деятельности. При общении с ними возникает ощущение, что человек “летает в облаках”, не слушает обращенную к нему речь. Невнимательные дети часто теряют вещи в школе и дома, легко отвлекаются на посторонние стимулы, не способны концентрироваться на школьном задании или работе по дому. Подростки и взрослые проявляют неспособность в решении сложных задач, связанных с четким выполнением инструкций, а также не способны самостоятельно организовывать какую-либо структурную деятельность, связанную с поэтапным выполнением работы.

Комбинированный тип включает все вышеизложенные особенности поведения.

Разумеется, в той или иной степени описанными характеристиками могут обладать и вполне обычные люди. Говорить о СДВГ можно только в том случае, если первые признаки поведения появились в возрасте до 7 лет и продолжались не менее полугода. Проблемы, вызванные симптомами, должны создавать проблемы по крайне мере в двух и более местах окружающей обстановки: в школе, на детской площадке, дома или в общественных местах.

Чтобы оценить, насколько ребенок или взрослый страдает СДВГ, специалисты рассматривают несколько важных вопросов: является ли это поведение чрезмерным, долгосрочным и всеобъемлющим? Оно создает непрерывные проблемы или является временным нарушением?

Первоочередная задача специалиста, столкнувшегося с СДВГ, состоит в сборе информации, которая позволила бы исключить внешние факторы подобного поведения. Затем проводится оценка текущего поведения ребенка или взрослого на соответствие симптоматике и диагностическим критериям.

При появлении вышеперечисленных симптомов у ребенка необходимо ответственно подойти к выбору специалиста, который будет с ребенком заниматься. Наличие СДВГ у вашего ребенка несомненно приведет к серьезным психологическим проблемам в подростковом возрасте и во взрослой жизни, т.к. не позволит его личности полноценно социально адаптироваться.

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности должны заниматься детские психиатры и неврологи. При этом диагностирование СДВГ – процесс достаточно сложный и во многом спорный. Проблема вне всякого сомнения существует, симптоматика прописана в МКБ-10, при этом проводимые исследования по данной проблематике для меня как для психолога оставляют слишком много вопросов. Попытки перевести СДВГ в сферу нейробиологии и генетики выявили следующие факторы:

Экологические – влияние употребления табака, алкоголя и наркотиков во время беременности; высокое содержание свинца в организме (краска на основе свинца);

Травмы головного мозга – в результате аварий, несчастных случаев, повреждения в момент родов щипцами или от нехватки притока кислорода;

Пищевые добавки и сахар – была обнаружена связь, что в семьях с детьми, страдающими СДВГ, часто употребляли сахар и усилители вкуса;

Генетические – было установлено, что в семьях с детьми СДВГ, около 25% членов семьи страдает тем же синдромом, а в целом 5% населения имеет СДВГ.

Мое личное мнение, что все эти исследования не учитывают социального фактора проблемы. Объясню почему: злоупотребление в использовании табака, алкоголя и сахара скорее всего говорит о переживании постоянного стресса родителями ребенка. При стрессе возрастает потребность в глюкозе, алкоголь является мышечным релаксантом, никотин стимулирует нервную деятельность. Современное общество слишком зациклилось на вреде курения, пьянства и сахара, так что перестало видеть лес за деревьями. Вышеперечисленные факторы говорят скорее не о физиологических причинах, по которым у детей развивается СДВГ, а о социальных. В семьях, в которых родители подвержены постоянному стрессу мало времени уделяется общению с детьми, что негативным образом отражается на психике ребенка.

Следовательно, проблема СДВГ может быть рассмотрена не в рамках психиатрии, а в рамках поведенческой психологии. Может быть скорректирована психологом без навешивания негативных ярлыков психической неполноценности и без употребления медицинских препаратов.

[bookly-form category_id=”0″ service_id=”1″ staff_member_id=”1″]