Частный психолог Кучинский Андрей Львович. Запишись на консультацию: +7 (495) 517-81-72
Частный психолог Кучинский Андрей Львович. Запишись на консультацию: +7 (495) 517-81-72

История консультативной психологии

5/5 - (3 голоса)
Чарльз Роберт Дарвин (1809 – 1882)

В данной статье я хочу описать не историю науки психологии в целом, а только ту часть, которая отражает суть моей работы. Я психолог – консультант, человек, к которому обращаются люди за поддержкой в понимании тех сторон своей жизни и личности, которые причиняют им боль и неудовлетворение. Я помогаю преодолевать личностный и эмоциональный застой, направляя человека к раскрытию собственного потенциала, к движению вперед к зрелости.
Возникновение современной психологии в качестве самостоятельной  дисциплины сложилось к началу двадцатого века как логичное продолжение социальных процессов периода с XVI по XIX столетия. Возникновение протестантских государств, Великая французская революция, Марксизм Промышленной революции постепенно меняли общество от церковной и классовой диктатуры в сторону осознания человеком своего права на свободу. Мировоззрение общества становилось все менее и менее религиозным, а после публикации “Происхождения видов” Чарльзом Робертом Дарвином (1809 – 1882) было поставлено под сомнение сотворение Адама и Евы Богом. Душа человека (др.греч. ψυχή — душа) перестала восприниматься как нечто божественное (согласно Библии, Адам и Ева были оживлены божественным дуновением – душа была буквально вдута в человека Богом), психика человека стала исследоваться с позиции материализма.  Психика стала предметом изучения физиологов.
Если кратко изложить историю развития психологической мысли, мы получим приблизительно такую хронологию:

Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 – 1920)

Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 – 1920) опубликовал “Основы физиологической психологии” в 1874г., в которой

Густав Теодор Фехнер (1801 – 1887)

определил влияние физиологических и биологических процессов на сознательный опыт личности. В своей работе он использовал исследования физиолога Густава Теодора Фехнера (1801 – 1887). И Фехнера и Вундта интересовали различия восприятия у испытуемых под воздействием внешних стимулов. Испытуемые самостоятельно, в процессе проводимых тестов, описывали произошедшие у них изменения в восприятии вследствие того или иного внешнего воздействия. Данные наблюдения доказали влияние физиологии на психологическое восприятие информации и ее интерпретации. В последствии работы Теодора  Фехнера были использованы Зигмундом Фрейдом в системе психоанализа.

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

В России исследованиями психики занимались физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Иван Петрович Павлов (1849-1936) и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Они доказали, что психическая деятельность человека не исчерпывается сознанием субъекта, а зависит от взаимодействия человека со средой. Исследования не ограничивались изучением психики человека, всем известны опыты, проводимые Иван Петровичем Павловым на собаках. Таким образом, были

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

выведены общие для всех млекопитающих психические процессы. Данные исследования позволили выявлять причины, от которых зависит динамика и способы взаимодействия психики со средой и, как следствие, позволили прогнозировать действия и управлять реакцией индивида.
Физиологические исследования послужили Джону Бродесу Уотсону (1878 – 1958) прочным фундаментом для создания основанной на стимулах и рефлексах  бихевиористской психологии.

Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958)

С 1913г. бихевиористский подход Уотсона оказал огромное влияние на современную психологию и являлся основным научным подходом в период с 1920 по 1960гг. Бихевиористская психологическая школа, в свою очередь, послужила ступенью к современной Когнитивно-бихевиоральной психологии.
Когнитивная (Когнити́вность – лат. cognitio, «познание, изучение, осознание»)  психология зародилась 11 сентября 1956г., когда в Массачусетском технологическом институте собралась группа, занимающаяся информационной теорией, основанной на изучении теоретических конструктов умственных процессов (кибернетика). Одним из основателей когнитивной психологии является Джордж Армитаж

Джордж Армитаж Миллер (1920 – 2012)

Миллер (1920 – 2012). Когнитивный подход в психологии – логичное развитие бихевиористской психологии.  Любое существо рассматривается как самопрограммируемый объект, чья психика ограничивается физиологической способностью к восприятию в процессе взаимодействия со средой. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройство ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Большое внимание в когнитивной психологии уделяется способу передачи данных, скорости трансляции и обработке информации индивидом. Успех любого общения напрямую зависит от используемого языкового кода, точнее, от того, насколько однозначно интерпретируются термины обеими сторонами. При изучении индивида учитываются национальная, социальная, культурная и т.п. среды, в которых развивалась личность. Эти особенности очень важны для выявления особенностей вербального и невербального общения, а также общего мироощущения, восприятия действительности личностью.

Артур Синтон Отис (1886 – 1964)

Развитие психологии с самого начала подразумевало практическое применение. Еще в 1917г. в армии США подвергали психологической классификации новобранцев перед их отправкой на фронты первой мировой войны.  Для этого использовался тест интеллекта Артура Синтона Отиса (1886 – 1964). В период до 1918г. обследованию тестом прошли около ста сорока тысяч солдат, а к моменту капитуляции Германии новым армейским тестом были классифицированы приблизительно один миллион двести пятьдесят тысяч военнослужащих США. Созданные Артуром Отисом тесты получили названия – армейский альфа-тест и армейский бета-тест.
После окончания первой мировой войны альфа-тест стал доступен для гражданского применения. С этого момента тесты умственных способностей стали широко использоваться при приеме в учебные заведения и отборе персонала в сфере промышленности и бизнеса. Все используемые сегодня групповые тесты интеллекта в области образования, бизнеса, промышленности и армии являются прямыми потомками армейского альфа-теста.
Основная цель психологии – повышение эффективности.
Это может быть повышением эффективности в работе предприятия через грамотное использование предварительно классифицированных  трудовых ресурсов. Это может быть повышением эффективности процесса обучения в соответствии с особенностями личности или группы. Психология должна повышать эффективность жизни в целом для каждой отдельно взятой личности, но повысить эту эффективность возможно только с согласия личности, при условии осознания личностью необходимости изменений. Особенности каждой личности сформировываются в уникальной среде. Если мы принимаем, что человеческая психика зависит от внешних раздражителей, от социокультурной среды, от способа и средства общения – мы должны сделать вывод, что в работе психолога важным моментом становится изучение самовосприятия пациента. Именно коррекция самовосприятия личности позволяет повысить ее эффективность.

Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987)

Такое понимание психологии отразилось в клиент – центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса (1902 – 1987).
Именно благодаря ему возникла и прочно утвердилась профессия психолога-консультанта. Карл Рэнсом Роджерс принципиально заменил термин пациент на клиент исходя из того, что пациент – это тот, кто болен и нуждается в  помощи, а клиент – это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку профессионального специалиста. Клиент способен понять беспокоящие его проблемы. Клиент готов изменится, т.к. изначально ради этих перемен обращается к психологу. В представлении Роджерса, человек способен сам изменить свою личность, а задача психолога подтолкнуть клиента к переоценке своего самовосприятия. Подобный терапевтический метод тем более эффективен, что не встречает сопротивления  со стороны личности клиента.
В своей книге “Психотерапия, центрированная на клиенте” Карл Роджерс отразил свое отношение к психотерапевтической деятельности в следующих словах:
“Эта книга о страданиях и надежде, о беспокойстве и удовлетворении, которыми дышит кабинет каждого терапевта. Она рассказывает об уникальности отношений, каждый раз возникающих между клиентом и терапевтом, а также и о том общем, что можно обнаружить во всех этих отношениях. Эта книга об очень личном опыте каждого из нас. Она – о клиенте в моей приемной, сидящем у края стола, старающемся быть самим собой и в то же время смертельно боящемся быть им, жаждущем увидеть свой опыт таким, как он есть, желающем полностью осознать его своим в данный момент и в то же время очень боящемся это сделать.”
Карл Роджерс выступал за интегрирование психологии в общество  в качестве инструмента развития личности и обретения внутренней свободы.

Карл Роджерс на занятиях с группой

Идеи Карла Роджерса оказали огромное влияние в образовании, промышленности, групповой динамике и социальной работе, в философии, науке, теологической психологии современного общества. Гуманистический потенциал психологии способен преодолевать межкультурные барьеры благодаря своей отвлеченности от вопросов религии, нравственных постулатов и социального устройства общества. Человеческая психика действует по одним и тем же законам вне зависимости от расовой или национальной принадлежности.
Как уже было сказано ранее, данная статья отражает мое понимание психологии в свете моей работы в качестве психолога. Знания, которыми оперирует практикующий психолог-консультант разнообразны, часто могут входить в видимое противоречие друг с другом и не ограничиваются приверженностью к той или иной психологической школе. Но для эффективной работы необходимо иметь некую точку отсчета – скелет, внутренний стержень, отвечающий условиям разнообразия задач, поставленных психологу. Этот скелет, опять же для меня лично, создавался

Психолог Андрей Кучинский

именно так, как я попытался отобразить. Понимание того, что влияние физиологических особенностей индивида и условия окружающей его среды (в том числе среды социальной) участвуют в непосредственном формировании психики и у людей и у животных; знание истории того, как к такому пониманию психики личности мы пришли, помогает мне сохранять целостность в исследованиях и это применимо к каждому конкретному случаю.
В работе психолога крайне важно, чтобы клиент сам давал оценку происходящим с ним изменениям, как в исследованиях Густава Фехнера и Вильгельма Вундта. Также психолог сам должен уметь отмечать произошедшие в клиенте изменения, не позволяя ему выдавать желаемое за действительное, в случае необходимости подвергать коррекции необоснованную интерпретацию действительности клиентом, как поступили бы бихевиористы. А для этого надо, чтобы между клиентом и психологом установилась непринужденная атмосфера взаимного уважения и принятия, как на сеансах Карла Роджерса. Только в таком случае запустятся когнитивные процессы, способствующие раскрытию личности.

 

[bookly-form category_id=”0″ service_id=”1″ staff_member_id=”1″]