В данной статье я хочу описать не историю науки психологии в целом, а только ту часть, которая отражает суть моей работы. Я психолог – консультант, человек, к которому обращаются люди за поддержкой в понимании тех сторон своей жизни и личности, которые причиняют им боль и неудовлетворение. Я помогаю преодолевать личностный и эмоциональный застой, направляя человека к раскрытию собственного потенциала, к движению вперед к зрелости.
Возникновение современной психологии в качестве самостоятельной дисциплины сложилось к началу двадцатого века как логичное продолжение социальных процессов периода с XVI по XIX столетия. Возникновение протестантских государств, Великая французская революция, Марксизм Промышленной революции постепенно меняли общество от церковной и классовой диктатуры в сторону осознания человеком своего права на свободу. Мировоззрение общества становилось все менее и менее религиозным, а после публикации “Происхождения видов” Чарльзом Робертом Дарвином (1809 – 1882) было поставлено под сомнение сотворение Адама и Евы Богом. Душа человека (др.греч. ψυχή — душа) перестала восприниматься как нечто божественное (согласно Библии, Адам и Ева были оживлены божественным дуновением – душа была буквально вдута в человека Богом), психика человека стала исследоваться с позиции материализма. Психика стала предметом изучения физиологов.
Если кратко изложить историю развития психологической мысли, мы получим приблизительно такую хронологию:
Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 – 1920) опубликовал “Основы физиологической психологии” в 1874г., в которой
определил влияние физиологических и биологических процессов на сознательный опыт личности. В своей работе он использовал исследования физиолога Густава Теодора Фехнера (1801 – 1887). И Фехнера и Вундта интересовали различия восприятия у испытуемых под воздействием внешних стимулов. Испытуемые самостоятельно, в процессе проводимых тестов, описывали произошедшие у них изменения в восприятии вследствие того или иного внешнего воздействия. Данные наблюдения доказали влияние физиологии на психологическое восприятие информации и ее интерпретации. В последствии работы Теодора Фехнера были использованы Зигмундом Фрейдом в системе психоанализа.
В России исследованиями психики занимались физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Иван Петрович Павлов (1849-1936) и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Они доказали, что психическая деятельность человека не исчерпывается сознанием субъекта, а зависит от взаимодействия человека со средой. Исследования не ограничивались изучением психики человека, всем известны опыты, проводимые Иван Петровичем Павловым на собаках. Таким образом, были
выведены общие для всех млекопитающих психические процессы. Данные исследования позволили выявлять причины, от которых зависит динамика и способы взаимодействия психики со средой и, как следствие, позволили прогнозировать действия и управлять реакцией индивида.
Физиологические исследования послужили Джону Бродесу Уотсону (1878 – 1958) прочным фундаментом для создания основанной на стимулах и рефлексах бихевиористской психологии.
С 1913г. бихевиористский подход Уотсона оказал огромное влияние на современную психологию и являлся основным научным подходом в период с 1920 по 1960гг. Бихевиористская психологическая школа, в свою очередь, послужила ступенью к современной Когнитивно-бихевиоральной психологии.
Когнитивная (Когнити́вность – лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») психология зародилась 11 сентября 1956г., когда в Массачусетском технологическом институте собралась группа, занимающаяся информационной теорией, основанной на изучении теоретических конструктов умственных процессов (кибернетика). Одним из основателей когнитивной психологии является Джордж Армитаж
Миллер (1920 – 2012). Когнитивный подход в психологии – логичное развитие бихевиористской психологии. Любое существо рассматривается как самопрограммируемый объект, чья психика ограничивается физиологической способностью к восприятию в процессе взаимодействия со средой. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройство ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Большое внимание в когнитивной психологии уделяется способу передачи данных, скорости трансляции и обработке информации индивидом. Успех любого общения напрямую зависит от используемого языкового кода, точнее, от того, насколько однозначно интерпретируются термины обеими сторонами. При изучении индивида учитываются национальная, социальная, культурная и т.п. среды, в которых развивалась личность. Эти особенности очень важны для выявления особенностей вербального и невербального общения, а также общего мироощущения, восприятия действительности личностью.
Развитие психологии с самого начала подразумевало практическое применение. Еще в 1917г. в армии США подвергали психологической классификации новобранцев перед их отправкой на фронты первой мировой войны. Для этого использовался тест интеллекта Артура Синтона Отиса (1886 – 1964). В период до 1918г. обследованию тестом прошли около ста сорока тысяч солдат, а к моменту капитуляции Германии новым армейским тестом были классифицированы приблизительно один миллион двести пятьдесят тысяч военнослужащих США. Созданные Артуром Отисом тесты получили названия – армейский альфа-тест и армейский бета-тест.
После окончания первой мировой войны альфа-тест стал доступен для гражданского применения. С этого момента тесты умственных способностей стали широко использоваться при приеме в учебные заведения и отборе персонала в сфере промышленности и бизнеса. Все используемые сегодня групповые тесты интеллекта в области образования, бизнеса, промышленности и армии являются прямыми потомками армейского альфа-теста.
Основная цель психологии – повышение эффективности.
Это может быть повышением эффективности в работе предприятия через грамотное использование предварительно классифицированных трудовых ресурсов. Это может быть повышением эффективности процесса обучения в соответствии с особенностями личности или группы. Психология должна повышать эффективность жизни в целом для каждой отдельно взятой личности, но повысить эту эффективность возможно только с согласия личности, при условии осознания личностью необходимости изменений. Особенности каждой личности сформировываются в уникальной среде. Если мы принимаем, что человеческая психика зависит от внешних раздражителей, от социокультурной среды, от способа и средства общения – мы должны сделать вывод, что в работе психолога важным моментом становится изучение самовосприятия пациента. Именно коррекция самовосприятия личности позволяет повысить ее эффективность.
Такое понимание психологии отразилось в клиент – центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса (1902 – 1987).
Именно благодаря ему возникла и прочно утвердилась профессия психолога-консультанта. Карл Рэнсом Роджерс принципиально заменил термин пациент на клиент исходя из того, что пациент – это тот, кто болен и нуждается в помощи, а клиент – это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку профессионального специалиста. Клиент способен понять беспокоящие его проблемы. Клиент готов изменится, т.к. изначально ради этих перемен обращается к психологу. В представлении Роджерса, человек способен сам изменить свою личность, а задача психолога подтолкнуть клиента к переоценке своего самовосприятия. Подобный терапевтический метод тем более эффективен, что не встречает сопротивления со стороны личности клиента.
В своей книге “Психотерапия, центрированная на клиенте” Карл Роджерс отразил свое отношение к психотерапевтической деятельности в следующих словах:
“Эта книга о страданиях и надежде, о беспокойстве и удовлетворении, которыми дышит кабинет каждого терапевта. Она рассказывает об уникальности отношений, каждый раз возникающих между клиентом и терапевтом, а также и о том общем, что можно обнаружить во всех этих отношениях. Эта книга об очень личном опыте каждого из нас. Она – о клиенте в моей приемной, сидящем у края стола, старающемся быть самим собой и в то же время смертельно боящемся быть им, жаждущем увидеть свой опыт таким, как он есть, желающем полностью осознать его своим в данный момент и в то же время очень боящемся это сделать.”
Карл Роджерс выступал за интегрирование психологии в общество в качестве инструмента развития личности и обретения внутренней свободы.
Идеи Карла Роджерса оказали огромное влияние в образовании, промышленности, групповой динамике и социальной работе, в философии, науке, теологической психологии современного общества. Гуманистический потенциал психологии способен преодолевать межкультурные барьеры благодаря своей отвлеченности от вопросов религии, нравственных постулатов и социального устройства общества. Человеческая психика действует по одним и тем же законам вне зависимости от расовой или национальной принадлежности.
Как уже было сказано ранее, данная статья отражает мое понимание психологии в свете моей работы в качестве психолога. Знания, которыми оперирует практикующий психолог-консультант разнообразны, часто могут входить в видимое противоречие друг с другом и не ограничиваются приверженностью к той или иной психологической школе. Но для эффективной работы необходимо иметь некую точку отсчета – скелет, внутренний стержень, отвечающий условиям разнообразия задач, поставленных психологу. Этот скелет, опять же для меня лично, создавался
именно так, как я попытался отобразить. Понимание того, что влияние физиологических особенностей индивида и условия окружающей его среды (в том числе среды социальной) участвуют в непосредственном формировании психики и у людей и у животных; знание истории того, как к такому пониманию психики личности мы пришли, помогает мне сохранять целостность в исследованиях и это применимо к каждому конкретному случаю.
В работе психолога крайне важно, чтобы клиент сам давал оценку происходящим с ним изменениям, как в исследованиях Густава Фехнера и Вильгельма Вундта. Также психолог сам должен уметь отмечать произошедшие в клиенте изменения, не позволяя ему выдавать желаемое за действительное, в случае необходимости подвергать коррекции необоснованную интерпретацию действительности клиентом, как поступили бы бихевиористы. А для этого надо, чтобы между клиентом и психологом установилась непринужденная атмосфера взаимного уважения и принятия, как на сеансах Карла Роджерса. Только в таком случае запустятся когнитивные процессы, способствующие раскрытию личности.
[bookly-form category_id=”0″ service_id=”1″ staff_member_id=”1″]