Понятие “комплекс неполноценности” фактически не используется в современной психологии, но довольно прочно вошло в повседневную лексику. Часто можно слышать подобные высказывания: “Я не могу – у меня комплекс”; “Он меня замучил своими комплексами” и т.п.
Когда мы говорим о комплексе неполноценности, то чаще всего подразумеваем некий вид невротического расстройства личности, связанный с самооценкой. Мне очень нравится следующее определение гармоничного состояния человека – мир с самим собой. Комплекс неполноценности – это отсутствие мира с самим собой, неприятие какой-либо части себя: внешнего вида, физических или умственных способностей, национальной или расовой принадлежности, социального положения и т.п. Тяжесть данного состояния проявляется в том, что, даже преодолевая проблему, связанную с комплексом, человек испытывает тревогу. Он пытается избавиться от тревожного состояния неким подчеркнутым поведением.
Например, женщина имеет комплекс неполноценности, связанный с ее полнотой. Работая над собой, ей удалось похудеть и построить свою фигуру в соответствии с эталонными стандартами 90-60-90.
Но теперь каждый человек, способный нарушить ее распорядок тренировок или угрожающий диете, – это враг. О своих недавних любимых подругах она начинает говорить как о толстухах, которые много едят и не следят за собой. Полные люди ее раздражают и вызывают отвращение. Т.е. можно говорить о том, что даже при устранении проблемы в человеке осталось чувство ущербности, вызванное чужим оценочным мнением, установкой, связанной с душевной травмой, полученной, скорее всего, еще в детском возрасте.
Комплекс неполноценности связан с категоричностью и косностью суждений, нежеланием личности воспринять новые идеи, отсутствием широты взгляда, зашоренностью. Проявляться комплекс неполноценности может двумя способами: это стеснительное самоуничижение, признание чужих заслуг в ущерб своим, раболепие перед руководством, с одной стороны, и агрессивное, заносчивое поведение по отношению ко всем, кого подобная личность считает ниже себя, с другой стороны. Потребность компенсировать внутреннее ощущение несостоятельности выражается в мелочном деспотизме и ксенофобии.
Родители и средства массовой информации постоянно навязывают нам стереотипы о том, как мы должны выглядеть, какими обладать знаниями, что должны есть и как любить Родину. Если взрослый человек способен отфильтровывать получаемую информацию, то подросток не всегда способен к критической оценке, особенно когда речь идет о вопросе вероисповедания, политики, нравственности и сексуальных отношений.
Находясь под влиянием ложных, навязанных извне стереотипов, подростки начинают себя и друг друга оценивать, делясь друг с другом мнением о количестве прыщей, жира, размера груди или пениса, умственных или иных способностей. Развивается некая подростковая мифология о людях. Пробелы знаний заполняются фантазией, и делается все это в категоричной форме, которая свойственна подросткам. К сожалению, развлекательная индустрия использует подростковую тягу к знаниям для своей наживы, публикуя сомнительные социологические, психологические и сексологические статьи, бездарные тесты и анкеты. Они культивируют страхи у подростков для формирования потребительского спроса на товары и услуги, навязывают подросткам политические убеждения, религиозные взгляды и форму поведения в социуме.
Подростки вырастают, а искаженный взгляд на мир остается с ними на всю жизнь, мешает развитию личности, мешает почувствовать себя счастливыми.
Комплекс неполноценности является причиной ревности и разводов, разрушает карьеру, и в целом влияет на способность создать личную жизнь или получить хорошую работу. Озлобленность и одиночество – удел людей с комплексом неполноценности.
Нельзя ставить успех своей жизни в зависимость от глупых установок вашей юности. Работа с психологом поможет вам принять себя и полюбить.
[bookly-form category_id=”0″ service_id=”1″ staff_member_id=”1″]